Абсолютный и условный возраст: мои года – мое богатство?

Возраст

Когда мы знакомимся с человеком, то нас крайне интересует его возраст. Для нас это как отправная точка мнения о человеке. Желание соотносить все события с возрастом идут от природной подчиненности времени – одному из самых сложных явлений, и которое человек еще не смог подчинить, и в ближайшее время договориться с ним у нас не получится. Поэтому ученые выводят средние значения жизни, а общество устанавливает на каждый временной отрезок чек-лист из достижений, которые нужно реализовать.

Люди невольно следуют этой системе, отдельные из них протестуют против нее, а кто-то устанавливает свою. В результате такой вариативности в психологии человека возникает феномен – его фактический возраст, выраженный цифрой в паспорте, может отличаться от ощущаемого – как самим человеком, так и окружающими при взаимодействии с ним.

Историки-биологи и ученые, изучающие неживую материю, выделяют две формальные категории возраста:

  • Абсолютный возраст – его мы привыкли измерять в часах, днях, годах, количественное понятие, определяющее время жизни живого существа или объекта, его место на временном промежутке. Это тот хронологический и задокументированный момент возникновения объекта (в данном случае – человека). Абсолютный возраст каждый год обновляется вычислениями по календарю, с добавлением еще одного прожитого промежутка между двумя Днями рождения.
  • Условный возраст – определяется путем установления местоположения объекта в эволюционном ряду, он не измеряется количеством прожитого времени. Его определение имеет множество условий «если». Условное взросление подразумевает наличие качественных критериев развития, иногда – количественных. Поэтому его называют возрастом развития.

Разницу и общее между этими понятиями найдем в тексте ниже.

Календарный возраст

Абсолютный возраст

Проще всего определить количество – величину однозначную. Фридрих Энгельс, опираясь на диалектику Гегеля, вывел закон перехода количественных показателей в качественные: какая-либо величина, умноженная на большое количество повторений, становится качественным показателем. И если необходим поверхностный анализ развития человека, то, определяется его возраст, и за основу взято количество прожитых им лет.

Под абсолютный хронологический возраст подгоняется юридическая и экономическая база, определяя нормы, в каком возрасте, какие права имеет человек в определенный период жизни. Все понятия про «нужно уважать старших» — отсюда. Хронологический возраст является фоном и основной для развития психики человека, и становления его как полноценной личности.

Условная ложка дегтя

Условный возраст или возраст развития становится камнем преткновения для тех людей, которые не могут привести других аргументов в доказательство своего главенства, как количество прожитых лет. В поддержку прожитым годам идет Энгельсовский закон, описанный выше, и опирающаяся на него юридическая система. На юридическую базу опирается идеология, царящая в обществе большинства государств. А государства складываются на наиболее древней идеологии и привычках, образовавшихся еще со времен первобытно-общинного строя.

Первобытные люди

Древние привычки

В условиях древнего мира, когда уклад поселенческих общин был более-менее обособлен от влияния извне, привязка развития человека к количеству прожитых им лет была закономерной.

Законы диких стай уже начали сменяться понятиями племени, общины, семьи, разделение труда и здоровая логика, что вместе безопаснее, подталкивали к сохранению как можно большего количества участников общин, в том числе пожилых. Им находилось свое место.

Молодые и сильные члены племени обеспечивали пропитание: мужчины охотились, женщины выращивали, собирали еду и занимались домашним хозяйством. Подрастающее поколение, пока неспособное ни помочь матери в собирании еды, ни отцу, в охоте на животных и битвах с соседними племенами за территории, оставалось бы без должного присмотра, не будь поколения старших. Уже не столь быстрых, ловких и выносливых, но мудрых, накопивших бесценный опыт предков и способных передать наследие племени юному поколению.

На старших возлагалась большая ответственность заложить в несозревшие детские головы весь смысл жизни в племени, гордость за свою историю и понимание об их роли в этом маленьком обществе. Поэтому старшие пользовались уважением, почетом, организовывали советы старейшин — к ним привычно было идти за мудрым советом.

Роль старейшин в племени была настолько велика, что во время тех самых битв за территории, пожилых членов поверженного племени спешили убить, поскольку они являлись носителями истории общины, ее памятью. И пока живы старейшины и другие пожилые люди, подчинить остальных своей воле было сложно.

Отцы и дети

Отцы и дети

Цивилизация развилась до современного состояния. Для воспитания детей в процессе развития общества появились специальные профессии, которые смогли осваивать все желающие. Понятие развития решительно отделилось от количества прожитых лет. Его определяют род деятельности, широта кругозора, умение проникаться прогрессивными идеями и насыщенность жизни.

Старшее поколение, пережившее несколько смен эпох, и по своей природе запрограммированное сохранять историческое наследие, не столь быстро ориентируется в потоке новой информации, руководствуется консервативными взглядами, идущими вразрез с пытливыми умами более молодого поколения. Из-за этого, состояния мудрости – определенной психологией характерной черты старшего поколения – достигают не многие, что становится причиной проблем с самореализацией.

Отсутствие ощущения собственной пользы для человечества толкает их апеллировать к фактическому возрасту, как к весомому аргументу, в спорах с молодым поколением, и встречать закономерное непонимание.

В переломные моменты развития общества стена между социально-политическими станами стариков и молодежи становится выше. Та самая проблема «отцов и детей», которую в середине XIX века осветил в своем бессмертном романе Иван Сергеевич Тургенев. Речь не идет об уменьшении любви между детьми и родителями. Но их способность найти общий язык ухудшается, и только должное моральное воспитание с юных лет может позволить сгладить острые углы в будущем, когда ребенок достигнет возраста взросления.

Женщина с часами

Какие условия у условного возраста?

Мы определили, что абсолютный возраст – это упрощенная система определения развития человека. Условное взросление вносит качественные коррективы в описание человека, а значит – может и полностью поменять представление о нем.

В этом месте может возникнуть вопрос «Как определить свой качественный возраст?» Для этого оценивается жизненный путь человека с нескольких точек.

Точка №1 – Биологический возраст

Это определение состояния физиологических процессов в организме, его функционировании относительно средних статистических оценок в обществе для конкретного возрастного промежутка. Нормативы определяются в итоге практических исследований и наблюдений, которые проводят ученые и статисты в области генетики, морфологии, физиологии и нейрофизиологии человека. Исследования и статистика дают средние признаки наступления того или иного возраста.

Если в организме конкретного человека эти изменения еще не наступили, то говорят об отставании его развития. Это ни хорошо ни плохо — это показывает, что он биологически моложе сверстников.

Точка №2 – Психологический возраст

Производят сопоставление показателей психического созревания человека в познавательном, эмоциональном и волевом развитии. Психология определяет такое развитие количеством психических процессов, пережитых человеком. Психические процессы в современном мире становятся тем самым карт-бланшем, который получает юное поколение в споре со старшим, правильно используя современные средства получения информации, общения со сверстниками и обмена информацией (имеется в виду интернет).

В защиту старшего поколения встает их более активное участие в волевых и эмоциональных процессах в течение жизни, происходящих в реальном общении активнее. Дополнительно в минус молодому поколению становится неправильное использование возможностей современных средств коммуникации, направленное на убегание от реальности, а не на получение нового опыта.

Социальный возраст человека

Точка №3 – Социальный возраст

Это то, насколько широким пакетом социальных ролей обладает человек (ребенок, родитель, представитель профессии, учитель, ученик, лидер, обиженный, любимый и т.д.). Социальные роли позволяют человеку быстрее занять свое место в эволюционном ряду, выбирая доминирующую в этом пакете роль, которая полнее характеризует его амбиции в вопросе самоидентификации, помогает выбрать то самое амплуа, в котором он будет представать перед окружающими.

Социальные роли обязательно меняются в течение жизни. Смена образа дается любому человеку нелегко. Именно поэтому требуется наработка социальных образов. Имея много ролей, человек будет более гибким в принятии нового положения, поскольку у него будет более гибкий социум, воспринимающий его в разных образах. При смене доминирующего амплуа, у человека будет дополнительная «подушка» из второстепенных ролей и опыта их смены, которые смягчат привыкание к переменам.

Точка №4 – Субъективный возраст

Это личное понимание своего места, которое предполагает индивидуальную систему отсчета. Это собственная точка зрения человека на местонахождение его в обществе, как он осознает себя. Зависит от наполненности его жизни событиями, общей напряженности жизненного опыта.

Субъективный возраст может быть меньше хронологического. А может случиться так, что субъективный возраст превышает хронологический. Это происходит из-за того, что самоощущение человека наиболее свободно от абсолютного возраста – человек может чувствовать себя моложе, старше или соответственно количеству прожитых лет.

Молодая женщина и старая

В сухом остатке

Абсолютный, календарный возраст является общепризнанной и упрощенной системой оценки развития человека. На него привычно опирается государственная и общественная система, поскольку это было заложено со времен первобытно-общинного строя в сознание людей – чем старше человек, тем он мудрее, опытнее, а значит, более развитый.

С развитием науки, сменой эпох силу набрало отделение развития человека от количества прожитых им лет и выведение понятия условного возраста. Он определяется нормой биологических, психических и социальных изменений, которые переживает человек. Не последнюю роль играет самоощущение человека. Все глобальные изменения в мире привели к тому, что условный и абсолютный возрасты не совпадают, и условия жизни человека определяют его развитие, а не количество прожитых лет.

Поделитесь мнением (опрос)

Ощущаете ли вы себя на свой возраст?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Елена Аксакова

Автор и обозреватель, неутомимый anti-age энтузиаст, счастливая жена и мама двоих детей.

👄 agesecrets.ru
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Комментарии
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Adblock
detector